Radiohead – «A Moon Shaped Pool»
Radiohead – «A Moon Shaped Pool»
Девять лет назад Radiohead положили начало моде удивлять своих фанатов внезапными альбомами, и теперь такой подход стал мейнстримом. Только в этом году ему следовали Канье Уэст, Рианна и Бейонсе — крупнейшие артисты, которые чтут находки оксфордской группы в плане контроля над паствой.
Девятая пластинка Тома Йорка и компании — это не «старый добрый Radiohead», которого втайне ждут от них музыкальные журналисты и фанаты из 90-х, а музыка, сделанная по всем маркетинговым канонам 2016 года. Это идеальный товар для нынешней генерации их поклонников — одновременно простой и очень сложный диск с предельным градусом тоски и печали.
На «A Moon Shaped Pool» нет рычащих гитар, он похож на саундтрек смурного европейского фильма про суицид, и, в традиции саундтреков, он слушается как единое целое, а не как сборник ярких песен или хитов. Все свои хиты в рамках своей творческой концепции Radiohead уже написали, и их хватит на несколько групп.

20 лучших песен Radiohead, о которых знают только самые преданные фанаты

Radiohead не откажешь в умении сочинять простые эффективные песни с циклическими структурами. Сказывается и увлечение участников группы творчеством композиторов-минималистов, и собственные опыты в направлении краут-рока и электроники. Второй сингл с альбома «Daydreaming» по аранжировке вообще напоминает запись группы, играющей на радиостанции, волна которой все время немного сбивается. «Decks Dark» по конструкции напоминает деятельность Massive Attack второй половины 90-х с их сверлящими гипнотическими мелодиями.
Наиболее похоже на рок-группу они звучат на «Desert Island Disk», которая начинает с дуэли акустических гитар и легко вписалась бы в любой из альбомов, созданных коллективом. На диске этот трек очень кстати, потому что он меняет замогильное настроение пластинки и готовит ко встрече с самым гармоничным номером в контексте нынешнего звучания Radiohead — «Ful Stop», который вместе с «Identikit» дает прочувствовать круг современных интересов команды в этом мире. Никто успешнее сегодня не продает авангардно аранжированные жалобы — и даже в этом душноватом мирке угрюмых мужчин под пятьдесят находится место красоте и полету. Особенно если слушатель параллельно его себе тоже обеспечивает — подручными средствами.

Radiohead выпустили клип «Burn The Witch»

Есть и ощущение, что Том Йорк с его вокальными партиями существует отдельно от песен — словно рэпер, он начитывает ассоциативный фристайл поверх заранее гармонизированной музыки. В данном случае треки собраны живым гением-продюсером Найджелом Годричем, который спаял вместе песни, написанные в разное время (начиная с древнего концертного номера «True Love Waits») и превратил их в спейс-рокерское полотно со струнными на втором плане. Недостатка воздуха при всей душности мелодий в этом полотне нет. Оно тяжело воспринимается, но оставляет сравнительно светлое послевкусие.

Вполне вероятно, что, как Канье Уэст в этом же году, группа может предложить своим слушателям накладывать на музыки видоизмененные вокальные партии или вообще свои собственные. В рамках таких экспериментов можно использовать и готовый последний альбом Брайана Ино «The Ship», на котором великий синтезаторный колдун двигался примерно в том же направлении, но использовал не минимализм в традиции Наймана и Гласса, а эмбиент, крестным отцом которого Ино и является.
Журналисты уже сейчас задаются вопросом, будет ли этот альбом, выпущенный в День матери, последним для Radiohead. Слишком разные интересы у участников были в последние годы — от работы с наследием Кшиштофа Пендерецкого до выпуска душевных и почти бардовских по духу сольников (чем промышлял барабанщик Фил Селуэй, которого на диске почти не слышно). Ответ на этот вопрос мы, видимо, получим по итогам концертного тура.

Radiohead выпустили еще один клип и назвали дату выхода альбома

Миссия Radiohead как великих мастеров гитарного рока, которые достигли в его развитии пределов на «The Bends» и «OK Computer», уже давно имеет некое секретное назначение. Они не приходят спасать рок-н-ролл, как это делали, например, представители эпохи возрождения гаражного рока в «нулевых», а растворяют его в кислоте — как чистильщик в фильме «Меня зовут Никита». И если их деятельность по полной деконструкции мелодических структур, в которой они преуспели еще на альбоме «Kid A», приносит им творческое удовлетворение, то их вполне можно именовать санитарами леса. Они собирают останки пригодных для больших хитов мелодий и выдают на их основе болезненный лоскутные полотна, которые отлично иллюстрируют страдания.

Именно в силу натуральности мук творчества миллионеров из Оксфорда, которые всем своим видом свидетельствуют о том, что богатство не всегда делает людей привлекательнене, у них всегда будет стойкая аудитория поклонников-сектантов. Radiohead иллюстрируют бренность уже не модной погони музыкантов за деньгами, которая приводит нервических глубоких людей не к стадионным шоу в формате Coldplay с шутихами и фейерверками, а к камерной музыке, которую легко создавать в спальне.

В современном мире мечтатель полностью беспомощен из-за того, что он максимально близок к реализации собственных идей - при помощи планшета и музыкальных программ можно создать блестящий альбом, и примеров тому масса. «Амбиции могут сделать тебя уродливым», — пел Том Йорк в «Paranoid Android» в 1997 году, и с тех пор ситуация не особенно сильно изменилась. С уродами можно, в конце концов, не разговаривать, а те, кто не послушал последние диске Канье, Рианны, Бейонсе и Radiohead, в целом немного потерял.

9 МАЯ 2016 | АВТОР ТЕКСТА: АЛЕКСАНДР КОНДУКОВ

Источник: http://www.rollingstone.ru/music/review/23010.html

Read Full Article