Политика
В Казахстане проходят протесты против земельной реформы
Один из активистов опубликовал в социальных сетях снимки военного грузовика и колонны автобусов неподалеку от резиденции Назарбаева в столице и сообщил, что видел рядом с ними десантников. Другой активист призвал в соцсетях не отменять запланированный митинг в Алма-Ате.

Read Full Article

 
Франция: от республики к олигархии
4241026

© EPA

Read Full Article

 
Федор Лукьянов: у сибирских вузов в устройстве нового мира особая роль

Политолог-международник, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов прочел в ТГУ открытую лекцию «Азия в глобальном устройстве XXI века». В своем выступлении политолог рассказал о взаимоотношениях стран, роли Азии в глобальном устройстве и отметил, что у России и сибирских вузов в новом складывающемся мире возникает особая роль.

Выступление Федора Лукьянова состоялось в рамках семинара «Возможна ли “азиатская Россия”: что нас ждет в “век Азии” и как обернуть себе его на пользу». На семинаре ученые из разных городов России обсуждали, какое место занимает наша страна на современной международной арене, учитывая активное развитие азиатских стран и глобальное переустройство.

– Сейчас наступило золотое время, которое выпадает не каждому поколению международников – мир меняется фундаментально, – отметил в начале лекции политолог. – Меняются не отдельные его части, а устройство мировой системы. Это имеет свои издержки, но с точки зрения аналитической, научной, мировоззренческой это надо ценить.

Ученый рассказал о том, какое место в этом новом мире занимает Азия, особенно Китай, привлекающий к себе всеобщее внимание. По мнению Лукьянова, именно на азиатско-тихоокеанских просторах возникнет прототип нового устройства мира.

Европа как мировой проект претерпевает сегодня кризис, отметил ученый. В результате Россия теряет некий ориентир для развития, который на протяжении столетий был основным двигателем прогресса. В нынешней ситуации возникает вопрос: куда стремится?

– Европейской интеграции нужен новый «мотор», а России нужен другой взгляд. Ситуация исключительно европоцентричного мышления больше не соответствует международной реальности. Это надо менять. Азиатская Россия, наверное, возможна, но только в том случае, если мы будем смотреть на себя как на страну, включающую не только европейскую культуру и историю, – сказал Лукьянов.

Евразийство, о котором говорили философы еще около стони лет назад, – не некая абстрактность, а практическая необходимость. И особая роль в этой ситуации ложится на сибирские вузы.

– Поскольку Москва не только далеко, но и перегружена делами, представлениями, которые, может, не соответствуют действительности, мне кажется, отсюда, из Сибири должен идти мощный стимул. Для того, чтобы столица могла разобраться, что нужно стране в XXI веке.

Лекция Федора Лукьянова вызвала широкое обсуждение. Ученому задавали много вопросов: исследователи, приехавшие на семинар, и студенты-международники Томского государственного университета.

Томский государственный университет

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2014 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

Read Full Article

 
«Никто в Вашингтоне не в восторге от применения санкций»

«Газета.Ru» поговорила с американским постпредом в ООН Самантой Пауэр о целесообразности санкций, ситуации на Украине и в Сирии, а также о качестве российской дипломатии.

Постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр встретилась с российскими журналистами в Центре иностранной прессы Нью-Йорка (NY Foreign Press Center).

— Как показывает практика, санкции не ведут к смене режимов — чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на Россию, где одобрение деятельности властей только растет. Может быть, стоит отказаться от санкций и придумать какой-нибудь новый механизм наказания?

— Дебаты о полезности санкций идут и в академической среде, и среди простых людей во всем мире. Нет никаких сомнений в том, что такие режимы, как режим президента Путина, будут делать все возможное, чтобы обвинить другие страны (в особенности Западной Европы и США) во всех проблемах, которые существуют на их территории, — это происходило и до санкций, и после.

Думаю, если вы посмотрите на пример санкций в отношении Южной Африки, действовавших до ликвидации режима апартеида, вы увидите, что санкционные меры все же имели глубокое влияние на режим. То же самое можно сказать и про Ирак, где даже сторонники жесткого курса, которые хотели бы сохранить ядерную программу, были вынуждены признать, что экономический урон от санкций ударяет не только по народу, но и по ним самим.

Абсолютно верно, что санкции в отношении КНДР еще не оказали того эффекта, которого нам хотелось бы добиться, — то есть отказа от программы ядерного оружия. Но вместе с тем,

мир еще никогда не видел таких санкций, которые были только что применены против Северной Кореи.

Мы в международном сообществе обязаны реагировать на те случаи, когда режим пытается «отодрать» часть территории другой страны в стиле XIX века — в прямом смысле этого слова, украсть кусок чужой территории. Вне зависимости от исторического контекста международное сообщество должно противостоять подобным случаям — иначе правила, которые направлены на установку цивилизованного поведения страны, отправляются коту под хвост.

Поэтому мы должны использовать меры наказания и рассматривать все возможные варианты, имеющиеся у нас на руках. Один из них — путь политической и экономической изоляции. Если мы просто скажем: «Хей, так делать нельзя», от этого не будет большой пользы.

Наши санкции и низкие цены на нефть ударили по экономике России. Выполнение части минских соглашений продвигается крайне медленно, но вместе с тем мы четко дали понять, что санкции могут быть пересмотрены, если договоренности все-таки будут претворены в жизнь.

Хочу также отметить, что никто в администрации Обамы не в восторге от применения санкций. Мы бы хотели увидеть продвижение минских договоренностей и продолжение диалога о том, как еще можно было бы улучшить ситуацию. Мы желаем добра гражданам России и ее экономике. Санкции не улучшают ситуацию в мировой экономике и вместе с тем ухудшают жизнь россиян — это не то, чего мы хотели бы. Но мы не можем допускать попрания международных правил и нарушения суверенитета — в XXI веке так просто нельзя делать.

— Вы упомянули цены на нефть — в России бытует мнение, что в этом якобы есть вина США. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Причины изменений цен на нефть нужно искать не в США, а в таких организациях, как ОПЕК. Было бы большим преувеличением сказать, что мы контролируем стоимость барреля, — вопросы ценообразования на нефтяном рынке находятся далеко за пределами возможностей США. Если бы мы могли влиять на это, мы бы снизили цены намного раньше, чтобы потребитель смог получить доступ к дешевой нефти.

Любой американский политик хотел бы иметь такой «переключатель», каждый новый президент, приходящий в Белый дом, в первую очередь опустил бы цены на нефть, чтобы это потом стало его заслугой.

В России, Венесуэле и даже Саудовской Аравии — то есть странах, чьи экономики сильно зависят от нефти, — падение цен наносит значительный урон. [Для России] это еще один сигнал о том, что необходимо выполнять минские соглашения, а также диверсифицировать свою экономику. Цены на нефть — это то, с чем придется иметь дело и нам, и нашим детям.

— Еще немного о санкциях. Родственники людей из «списка Магнитского» и других стоп-листов продолжают выезжать в ЕС и США. В этой ситуации российские оппозиционеры спорят об эффективности санкций...

— Наш общий подход заключается в том, чтобы следовать принципу персональной ответственности. Это подразумевает сбор доказательств о том, что тот или иной чиновник был замешан в нарушении прав человека, и привлечение его к ответственности. Коллективное наказание — это то, к чему мы относимся со скепсисом, поскольку дети этих людей к каким-либо правонарушениям могут быть непричастны.

— Как вы оцениваете российских дипломатов и качество российской дипломатии в целом?

— Это интересный вопрос. На прошлой неделе я как раз задумывалась об этом в контексте северокорейских переговоров. Не ожидала, что меня об этом спросят.

Российские дипломаты в своем большинстве профессиональны и очень хорошо обучены, они говорят на многих языках, с технической точки зрения они очень опытны. Большинство дипломатов, работающих в российской миссии в ООН, — это люди, работающие там второй, третий или даже четвертый срок. Они участвовали в многочисленных многосторонних переговорах и знают все нюансы работы. Мы никогда не спорим с ними по процедурным вопросам — они реально очень хорошо с ними знакомы.

Однако мне представляется предпочтительным, когда механизмы ООН используются для мира и безопасности во всем мире.

В случае с российскими дипломатами их навыки часто используются не по назначению.

Например, зачем нужно было блокировать обсуждение соблюдения прав человека в Северной Корее? Возможно, вам известен другой пример, когда Россия пыталась отменить льготы, которые ООН предоставляет для ЛГБТ-пар. Вот и получается, что навыки российских дипломатов не способствуют продвижению прав человека и даже подрывают мир и безопасность: использование вето в сирийском вопросе тоже только тормозило процесс совместного урегулирования.

Когда США и Россия вместе работают по продвижению международного мира и безопасности, когда все мы остаемся привержены Уставу ООН, мы можем делать многое для мира.

— Как администрация президента Обамы объясняет события, происходящие на юго-востоке Украины?

— Я не буду спекулировать по поводу того, почему президент Путин и силовой блок России решили отобрать часть другой страны. (Руководство РФ категорически отвергает подобную трактовку событий. — Прим. «Газеты.Ru»). Надо полагать, что у вас намного больше понимания в этом вопросе, чем у меня.

Думаю, протесты на Майдане и бегство предыдущего президента было не тем, чего желал президент Путин: он предпочел бы, чтобы в Киеве по-прежнему оставались люди, на которых он мог бы оказывать свое влияние. Вместе с тем неправильная трактовка фактов, имевшая место на российском ТВ, вызвала представление, что США или какие-то другие внешние силы вмешиваются в вопрос о том, кто должен управлять Украиной. А президенту Януковичу пришлось бежать, оставив за собой не только свой зоопарк и массу других доказательств кражи денег из карманов украинцев, но и политический вакуум.

Сейчас украинцы должны быть защищены и демократизированы. Они выбрали новое руководство, но пока не чувствуют себя в безопасности, так как большая часть их страны оккупирована более крупным соседом с востока. На искоренение коррупции, которая воспитывалась предыдущим режимом, уйдет еще много времени. Тот же демократический дух, который требовал более подотчетного правительства от режима Януковича, сейчас давит на нынешнее руководство для искоренения коррупции и продвижения к более агрессивным реформам — мы поддерживали это при Януковиче и делаем это сейчас.

Украинцам слишком долго отказывали в руководстве, которое они заслуживают.

Какой-то процесс идет, но хотелось бы, чтобы он проходил быстрее.

— Утверждения о том, что Россия бомбит мирное население в Сирии, порой выглядят как пиар-компания, не подкрепленная фактами. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Мы полагаемся на очень достоверные ресурсы, и у нас нет интереса искажать информацию о том, кого российские авиаудары убили, а кого — нет. Мы очень осторожны, когда информация поступает из рандомных твитов и НПО — прежде чем заявлять о чем-то, нам нужно ознакомиться с массой доказательств, поскольку на кону стоит доверие к нашей миссии.

На вашем месте я бы осторожнее относилась к заявлениям российских министерств, если бы мне пришлось иметь с ними дело в качестве источников.

Наши гуманитарные партнеры, такие как «Врачи без границ», никогда не берут факты из воздуха и предоставляют в ООН убедительные доказательства в виде фото, видео, аудио, тем самым подтверждая показания наших собственных самолетов. Факты заключаются в том, что тысячи сирийцев погибают от российской военной операции в Сирии. И даже не нужно быть «на земле», чтобы понять, что лишь незначительная часть авиаударов России приходится на территории, где ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в ряде стран, включая Россию. — «Газета.Ru») осуществляет свои ужасные и демонические расправы.

Для России, похоже, просто не представляет большого интереса бомбить ИГИЛ. Но опять же: сейчас, в период прекращения огня, мы работаем вместе и призываем Россию бомбить ИГИЛ, а не только Фронт ан-Нусра (запрещенная в России организация. — «Газета.Ru»). Мы считаем, что, если насилие когда-нибудь удастся прекратить, у нас появится возможность отправить туда своих наблюдателей от ООН — как это было когда-то. Но сейчас ситуация в Сирии все еще остается слишком взрывоопасной.

Газета.Ru

Read Full Article

 
«Изоляция России совершенно не нужна»

Экономические трудности, миграционный кризис, возможность отсоединения Великобритании — в последнее время Евросоюз столкнулся с немалыми внутренними проблемами, решить которые пока не получается. Хватает и внешних вызовов, одним из которых стал новый формат взаимоотношений с Россией. Обо всем этом «Лента.ру» беседовала с бывшим председателем Европейской комиссии Романо Проди.

«Лента.ру»: Вы ушли с поста председателя Европейской комиссии больше десяти лет назад. Как с тех пор изменился Европейский союз?

За десять лет Европейский союз поменялся коренным образом. Мы вступили в неспокойный период, период кризисов. Например, во время моего председательства мы вели дискуссии о расширении, о проекте единой конституции, а потом — ближе к концу моего срока — Франция и Дания этот проект ветировали и в истории ЕС начался де-факто новый период, когда власть Еврокомиссии значительно ослабла и главную роль стали играть отдельные государства. Теперь центр принятия решений в Европе — Европейский совет, в рамках которого встречаются лидеры входящих в ЕС государств.

Есть и другие перемены. Раньше у нас было много центров силы: Германия, Франция, Великобритания, Испания и частично Италия. За десять лет ситуация стала иной: в силу объективных причин Германия резко усилилась по сравнению с другими государствами. Во Франции сложилась ослабившая ее непростая политическая ситуация, а Великобритания вообще решила провести референдум, поставив свое будущее в ЕС под вопрос. Поэтому большинство европейских государств решило встать под единственный оставшийся «зонтик» — немецкий. Масла в огонь нестабильности подлили экономический кризис и проблема мигрантов.

Вы сказали, что Германия значительно усилила свое влияние. Сейчас все чаще говорят, что она стала фактическим лидером всего Евросоюза, и все значимые решения принимаются в Берлине. Не подрывает ли такая централизация демократические принципы, на которых был основан ЕС?

Мне кажется, здесь нет подрыва основополагающих принципов, потому что Германия — демократическая страна. Но я согласен — сама суть механизма принятия решений внутри союза изменилась. Из-за такого положения у Германии больше ответственности, так как она должна принимать во внимание интересы всех членов Евросоюза. Это не всегда просто, и добиться консенсуса теперь сложнее.

Возьмите экономическую политику: у Берлина есть свои приоритеты — стабильность, экономия, контроль уровня инфляции и госдолга. Некоторые страны на периферии ЕС с таким подходом не согласны, они говорят: «Если мы не будем тратить деньги и расти, мы не решим свои социальные проблемы». Да, будучи ведущей страной, трудно оставаться над схваткой, быть своего рода медиатором, но ничего антидемократического в этом нет — Германия усилилась исключительно благодаря своим достижениям.

Конечно, достичь консенсуса труднее, но не вызвано ли это излишним расширением ЕС? Есть расхожее представление, что наиболее стабильным Европейский союз был в границах империи Карла Великого. Иногда кажется, что власти ЕС видят своей целью включение в состав Союза как можно большего числа стран. Не лучше ли иметь более компактное, но внутренне более стабильное объединение?

На самом деле невозможно изменить естественный ход истории. У людей было желание стать частью единой Европы, присоединиться к этому историческому процессу. Да, если у вас шесть стран, проще достичь компромисса, но скажу честно: когда я занял пост председателя Еврокомиссии, в составе ЕС было пятнадцать стран. На момент моего ухода их было уже двадцать пять — и не было никакой разницы, порядок работы не изменился.

Пока сохраняется общее видение будущего единой Европы, все в порядке. Сейчас британский референдум стал для нас своеобразным тестом, но повторюсь:

проблема не в количестве стран, а в разном понимании перспектив Европейского союза. Несмотря на все сложности, Европа еще очень сильна.

Власти Европейского союза не собираются отказываться от политики санкций в отношении России. Кто-то считает, что причина — во влиянии Вашингтона, кто-то полагает, что при выработке европейской политики много внимания уделяется моральным ценностям и убеждениям. Как вам кажется, что здесь первостепенно?

Решение о введении санкций было принято самими европейцами, и американская позиция сыграла здесь лишь второстепенную роль. Сейчас нужно поменять ход мысли внутри ЕС и начать налаживать взаимоотношения с Россией. Здесь первую скрипку предстоит сыграть Германии — ввиду ее значительного влияния на выработку общеевропейских решений.

На данный момент страны Европы относятся к России по-разному: кто-то хочет немедленного снятия санкций, кто-то считает их вечными. Я надеюсь, мы все поймем:

политика санкций — это путь в никуда, их нужно отменить. Изоляция России совершенно не нужна, особенно сейчас, когда она вернула себе ведущие позиции на мировой политической арене.

Москве и Брюсселю нужно налаживать полноценное сотрудничество — оно важно в долгосрочной исторической перспективе.

Вы говорили о том, что Россия и Европейский союз должны принимать друг друга такими, какие они есть. Но с чего следует начать? Должен ли Брюссель в рамках такого «принятия» признать Крым частью России?

После такого масштабного раскола трудно сразу приступать к поиску компромисса по таким важным вопросам, делать какие-то формальные признания. Европе надо перестать демонизировать политику России, а Москве — не стремиться подорвать единство ЕС.

Можно начать с небольших инициатив: почему бы нам не реализовать совместные гуманитарные проекты на территории Украины? Еще, например, можно наладить сотрудничество по линии Европейского и Евразийского экономического союзов, чтобы продемонстрировать совместимость этих организаций.

Я считаю, что после периода столь проблемных отношений наладить сотрудничество можно, но начинать надо с малого — с тех вопросов, которые затрагивают интересы обеих сторон: их достаточно много. Ясно, что ни одна из сторон не пойдет навстречу другой просто для того, чтобы сделать той приятно, — у каждого есть свои интересы, это вполне естественно. Но проблема Украины, например, объективно вредит нашим общим интересам, и потому нужно проявить желание и фантазию, чтобы наконец ее решить.

Недавно прошло заседание министров иностранных дел, на котором были сформулированы принципы взаимоотношения ЕС с Россией. Первый принцип — реализация Минских соглашений. Нужно окончательно закончить эту все еще идущую, хотя и замороженную войну. Второй принцип — укрепление партнерства с нашими соседями в Европе — в частности, я думаю, это хороший шанс наладить взаимодействие ЕС и ЕАЭС. Третий принцип — укрепление внутренней устойчивости Евросоюза.

Однако самым интересным мне кажется принцип selective engagement («избирательного взаимодействия»), когда идет активная работа по конкретным направлениям, ориентированная на результат. Это тот шлюз, который нужно открыть пошире, чтобы договориться в том числе и по вопросам внешней политики, выйти из тупика.

Наконец, министры подчеркнули необходимость развивать контакты между гражданами. Мое личное впечатление: в Италии сейчас мало русских, их должно быть больше, в том числе в наших университетах. В любом случае восстановление отношений между Россией и Европейским союзом не только возможно, но и необходимо.

«Лента.ру» выражает благодарность клубу «Валдай» за помощь в организации интервью.

Read Full Article

 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 8 из 184