Как юридически проверить подержанную машину

Недавно мы рассказали о том, что в России могут создать единые автомобильные базы и посетовали на то, что сегодня нет единого места, в котором можно изучить историю приобретаемого автомобиля и неплохо было если бы оно появилось. Единого нет, это да, узнать полную историю машины нельзя, но кое-что, по крупицам, собрать вполне реально. Сегодня мы расскажем как.

Начать стоит с банальной проверки VIN-кода. Многие про нее забывают – а зря. У любого автомобиля есть уникальный ряд из 17 цифр, который выбит на деталях кузова и шасси. Дублирующий код наносят на специальных наклейках или табличках, и его расположение сильно отличается в зависимости от марки. Он может быть на стойках кузова, порогах, колесных арках или даже в нишах запасного колеса.


Проверка VIN

При отсутствии хотя бы одной автомобиль, скорее всего, отправят на экспертизу. Не миновать дополнительных проверок и в том случае, если у гаишников возникнут подозрения в «оригинальности» номера. Так что любые сомнения на этой стадии и уж тем более нестыковки – повод отказаться от покупки. Раньше, когда автомобиль требовалось снимать с учета, корректность и наличие VIN проверяли сами гаишники, теперь, по новым правилам регистрации, это желательно сделать самому покупателю, чтобы не попасть в просак.

После VIN можно смотреть документы. Продавец автомобиля должен предоставить покупателю паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС), диагностическую карту и полис ОСАГО. Главное это ПТС. Он «живет» вместе с автомобилем с момента производства или ввоза в Россию и переходит от собственника к собственнику. Многие покупатели боятся дубликатов паспорта. Иногда – зря.

Все зависит от причины замены, которую инспекторы предусмотрительно указывают в самом документе. Если там отмечено «в связи с утилизацией», особенных поводов волноваться нет. Значит, он просто пришел в негодность по какой-то причине или в нем кончились пустые поля. Это может означать частую смену собственников, хотя, возможно, у владельца просто несколько раз менялись регистрационные данные. Опытные автомобилисты в таких случаях оставляют копию старого документа, чтобы показать покупателю.

А вот к новому ПТС, выданному в связи с утерей старого, следует отнестись с большим подозрением. Не исключено, что документ в залоге у банка или в ломбарде. И хотя сегодня большинство кредитных организаций не забирает у должника паспорт автомобиля, такой вариант все еще возможен. Машину с ограничениями на учет не поставишь.

Бывает, кстати, что банк забыл проинформировать ГИБДД про ограничение. Тогда в полиции машину на учет поставят, но когда банк опомнится и захочет вернуть автомобиль, то начнутся тяжбы. Покупателю эти хлопоты тоже совершенно не нужны.


Кредитный авто

Можно ли себя как-то обезопасить? На 100% нет. Вероятность нарваться на кредитный автомобиль – одна из главных проблем на вторичном рынке сегодня. Хотя с 1 июля прошлого года в России запущен Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества под контролем Федеральной нотариальной палаты (reestr-zalogov.ru), в нем есть данные лишь о 30-40% кредитных машин. Выловить кредитую машину там есть шанс, но никакой гарантии быть не может.

Если очень хочется, то можно прошерстить платные источники. Banki.ru и Агентство кредитной информации предоставляют услугу зарегистрированным пользователям за 300 рублей. У этих организаций база побольше, но все равно она далеко от 100% залоговых машин, все равно нельзя будет чувствовать себя уверенно.

Если вы покупаете автомобиль в Москве, то ситуация чуть проще – можно и нужно заглянуть на сайт «Автокод». Сайт честно предупреждает, что сведения могут быть неполные. Тем не менее, там можно найти самую важную информацию о машине: количество владельцев, запрет на регистрацию, технические данные, страховые случаи... С одной оговоркой – автомобиль должен стоять на учете в Москве. По московским авто данные обычно действительно полные. Но стоит машину перерегистрировать где-то вдалеке от столицы – как цепь истории прервется. В будущем сервис обещают распространить на регионы и дополнить его данными о сервисном обслуживании.

Узнать о ДТП можно и для жителей регионов. Если раздобыть номер и серию водительского удостоверения виновника его можно пробить по базе ОСАГО. Стоит правильно вбивать. Нужно это делать с разными датами в прошлое – так можно будет проследить покупку полисов и даже предположить о сроках покупки автомобиля текущим владельцем. Но, главное, «пролистывая» полисы год за годом назад можно увидеть информацию о возможных страховых возмещениях. Да, тут будут отражены только случаи, когда водитель был виноват, а когда кто-то въехал в него, не попадут в статистику, но это все равно хоть что-то.


Историю ДТП можно собрать по крупицам

Что касается урегулирования по КАСКО, то возможность узнать об этом пока есть только у самих страховых компаний. Для них РСА создал базу АИС БСИ (Автоматизированная информационная система Бюро страховых историй). С 1 августа 2015 года они обязаны предоставлять сюда данные обо всех ДТП как по договорам ОСАГО, так и каско. Когда простые граждане смогут воспользоваться полезной информацией, пока неизвестно, но такая услуга в планах. Было бы хорошо.

Гарантировать беспроблемную покупку автомобиля на вторичном рынке в России пока нельзя. Даже воспользовавшись всеми нашими рекомендациями можно снизить вероятность крупно «попасть», но все равно ее исключить полностью невозможно. И это мы не говорили о технических нюансах. Так что при покупке машины на вторичном рынке лучше не зевать и ничего не принимать на веру, а проверять и проверять.

 

Read Full Article